Точка кипения

22.12.2016

Севастьянов Иван Павлович
...Его настойчивость, особенно когда новосибирские вопросы решались в Москве, была для города воистину бесценным даром. Так было со строительством второго коммунального моста. Так было, когда задумывался, проектировался и строился новосибирский метрополитен. Сейчас часто говорят и пишут о том, что Севастьянов чуть ли не в одиночку «пробил» метро. Поговорил, мол, с Косыгиным – и готово дело.

Трудно сказать, на пользу ли авторитету Ивана Павловича такие разговоры. Сам он, как известно, приписок не терпел и других за это не жаловал. Не так-то просто все было, и строительства метро добивалось, на самом деле, не одно поколение городских и областных лидеров. Метро полагалось городу только при населении больше миллиона. Новосибирск перешагнул эту отметку в самом начале 60-х, тогда и заговорили впервые о сибирской подземке. Инициаторов было много: специалисты НИВИТа (нынешнего СГУПСа), отцы города и области, депутаты. Быть или не быть новосибирскому метрополитену решали на высшем союзном уровне. Решал даже не Косыгин, а сам генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев.

Было и такое, что помощник Брежнева Голиков в личном разговоре с первым секретарем обкома поинтересовался, есть ли у новосибирцев «свой человек» в Политбюро КПСС. Узнав, что нет, засомневался: «Не добьетесь метро». Но чуть позже Севастьянова пригласили на заседание Совета Министров: решение о строительстве метро в Новосибирске было принято. Вот тогда-то и началась его главная работа. В ту пору для строительства метро в городе ничего не было: ни проектной организации, ни производственных мощностей. И даже проектировать новосибирское метро начали в Баку. И первый метроотряд был приезжий, «выпрошенный» в Таджикском метрострое. Так что создание собственной специализированной проектной и строительной организации – это стопроцентная заслуга Севастьянова.

Организаторского таланта на эту работу положено было немерено, потому что даже для того времени новосибирское метро построено в небывало сжатые сроки. О том, какими трудными были эти пять лет, знают, пожалуй, только те, для кого они стали завершающим рывком к финишной красной ленточке, разрезанной на церемонии открытия первой очереди новосибирского метро. Финишным рывком после многих лет кропотливой, на постоянном взлете-пределе, ежедневной и далеко не всегда заметной работы. Львиную долю этой работы вывез на себе Иван Павлович Севастьянов. 5 станций, депо, метромост через Обь, инженерные сети – им была заложена мощная основа для развития первой сибирской подземки, оставалось только, отталкиваясь от созданного, работать дальше. Тем более что и остальные пять станций были на тот момент в изрядной стадии готовности…

Печатается по книге:
«Созидатели»: очерки о людях, вписавших свое имя в историю Новосибирска. Т. II.
Составитель Н. А. Александров; Редактор Е. А. Городецкий.
Новосибирск: Клуб меценатов, 2003.